Сверим часы.
4 сентября – это официальный день прекращения существования Римской Империи на Ромуле Августе. Рим начался с Ромула и Ромулом закончился. Собственно, после того, как, после 10 месяцев царствования, благородный императорский фиолетовый цвет сменился на скромные цвета изгнания, консулы продолжали избираться, Сенат- заседать, а в Цирке Максимус продолжали проводится гонки на колесницах, центр принятия решений несколько десятилетий смещался во Второй Рим – Константинополь, который взял на себя роль постепенного сворачивания империи и, если бы благородным римлянам кто-то сказал, что Римская Империя - уже интересная часть истории и только, то в лучшем случае отнеслись бы, как к экцентричному человеку. С Российской феодальной империей происходит что-то подобное.
Если абстрагироваться от мутных теорий о центре управления в Северной Корее, хотя связь текущей лубянской номенклатуры с Северной Кореей очевидна, это, тем не менее, вряд ли единый организм, то реальный претендент на статус Четвертого Рима- это Китай, как это и было предсказано Оруэллом. В этом смысле начался большой интеграционный процесс длиной в несколько сотен лет, в рамках которого на базе России и Китая может появиться большое государство. Логика, однако, подсказывает, что это влечет за собой некоторые выводы, от которых становится неуютно.
Однако лубянский режим живет, бойко аннексирует соседние земли, чадит Кузей в Атлантике, посылает гопников в ООН, снабжает оружием террористов, и, вроде бы, живет полной жизнью- принципиальных изменений не видно. Нет, понятно, что санкции стали действовать, Резервный фонд тает, сколько там на самом деле осталось ЗВР, возможно, и Банк России не знает, но все же: уж полночь близится, а огня инферно все нет. Бетонной стены, появление которой было так предсказуемо, российской власти удалось избежать. Или не удалось?
Давайте посмотрим сначала на базовые условия:
Россия занимает в мире по производству нефти - 2 – 3 места; алмазов – 1 место; природного газа - 2 место; алюминия, титана, платины – 2 место; золота – 3-е место; серебра – 4-е место; урана – 6-е место; стали – 5-е место; ржи – 2-е место; пшеницы – 4-е место; лесоматериалов – 6-е место; меди - 7-е место; цинка – 11-е место; один из крупнейших производителей минеральных удобрений.
Таким образом, Россия – огромный склад ресурсов, который, как я теперь понимаю, лубянские аналитики и не планируют использовать другим образом: все текущие национальные программы по поддержке и развитию собственного производства, инноваций и т.п., суть,- свистки, через которые должен выходить пар недовольных. Различные «инвестиционные структуры» при государственных новообразованиях также используются для подобного рода спецопераций. Вы сами можете догадаться какие из них в этом активны: те, у которых есть убытки из года в год, но у них, при этом, нет никаких проблем с проверяющими органами. Понимаю, что для думающих людей, которые сейчас живут в России- это секрет Полишинеля, так что не буду на этом останавливаться.
Стоит также упомянуть экспорт вооружений, который я не считаю в чистом виде бизнесом вот по каким причинам: его надо дисконтировать, так как Россия зачастую не получает реальных денег за проданное оружие, меняя это на мутные обещания ходить в кильватере официальной политики России. Это оружие, таким образом, безо всяких усилий и совершенно бесплатно получают различные экстремистские группировки. Если говорить откровенно, то, таким образом, Россия – основной экспортер терроризма в мире сегодня, а организации типа БААС- из который и вырос ООП, ИГИЛ и ряд других экстремистских организаций - полностью субсидированная структура еще советским КГБ.
Субсидирование тогда производилось из офшоров на Британских Виргинских Островах, а, например, Евгений Примаков там даже был непосредственным акционером довольно долгое время. Эта структура была потом слита с одним из тогда мелких западных банков, который неожиданно проявил огромный интерес к бизнесу в России и сейчас этот банк занимает в России очень серьезное положение. Если принять это за данность, то многое в политике России с конца 90, а с 70 годов- СССР, становится понятным. В этом смысле главный акционер России- это, условно, Лубянка, а держателем ее является сегодня Путин и еще около 30 человек – в этом смысле они такие же условные олигархи, как, скажем, Примаков когда-то. Часть из этих условных олигархов – реальные управленцы, а часть -только номинальные бенефициары. Кого же они представляют? Ответ простой- новое дворянское сословие.
За основу взята уже существующая модель Ближневосточных стран, с которой люди на Лубянке так хорошо знакомы. По-сути, это модель Арабских Эмиратов, где на 1,5 миллионов дворян-бедуинов приходится 8,5 миллионов специалистов и сопоставимый бюджет в несколько сотен миллиардов долларов прекрасно вытягивает эту модель, предоставляя паритет покупательной способности в $ 70,000 на душу населения. Я думаю даже, что в самом начале этот план выглядел вполне работоспособным, поскольку, пусть небольшой, но рост благосостояния или той самой покупательной способности, хоть и в разы меньшей, чем в ОАЭ, в в 2000-х в России был. Вызван он был, разумеется, никак не действиями команды отставного майора КГБ, а в меньшей степени остатками запущенных Борисом Ельциным рыночных реформ и, в большей, - ростом цен на энергоносители.
Модель эту, казалось бы, вполне возможно повторить и в России, в которой и правда порядка 1,5 млн новых дворян – выходцев из НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ и ряда примкнувших к ним силовиков и примерно 10 млн человек, которые, условно, обслуживают добычу полезных ископаемых и их транспортировку, охрану и учет. Пусть, в кратно меньших масштабах, хотя бы потому, что производительность труда в ОАЭ в 4 раза выше, чем в России, но все же это выглядело вполне реальным.
Как мы знаем из второго закона термодинамики, энтропия замкнутых систем не может уменьшаться. ОАЭ только выглядит замкнутой системой, но, как таковой, она ею не является: страна отчаянно развивает все возможные направления развития ВВП во внесырьевом поле. Именно поэтому страна стала крупной офшорной зоной, скрепя зубы допускает порядки, которые ей не нравятся в страну для того, чтобы там могли комфортно существовать западные специалисты. Настолько, что в $ 70,000 указанной покупательной способности- несырьевая доля уже почти $ 40,000. В России это не так. Надежной статистки нет, но несырьевая доля по моим оценкам не превышает 20%, да и то с учетом применения демпинговых цен на газ, как, например, в металлургии. Скорее всего мы говорим о нескольких процентах.
Но вот какое дело: с недавних пор стало очевидным даже рабочим Уралвагозавода, что дебет больше с кредитом не сходится. Что же пошло не так? Все просто: прилетел черный лебедь и махнул своим сланцевым крылом. Сразу скажу, что в России не проспать сланцевую революцию было невозможно: даже, если бы в Роснефти понимали, что происходит, никакого реального экономического хода в этом направлении найти было бы нельзя с учетом выстроенной ранее номенклатурно – командной системы образца позднего Андропова, которую с ошибками вбили в голову отставному майору КГБ.
Средние цены «безубыточности» на сланцевую нефть, добываемую в США, упали в 2013 – 2016 гг. с 80 до 35 долл. за баррель. За четыре года, в среднем, на 55% просела цена на нефть. У нее, разумеется, еще будут всплески, но технология уже есть и себестоимость продолжает уменьшаться.
В принципе, это все еще не самая плохая новость: коньюнктура изменилась, Ясно, что понятным решением в таком случае будет облегчить рубль, инвестировать средства в развитие диверсификации и строить региональный центр, условно, обогащения сырья до следующего уровня, а в ряде областей конкурировать с продуктами конечного цикла. На фоне парадигмы сохранения власти конкретной группы лиц все это уже не выглядело таким уж легким предприятием, но было еще вполне исполнимым.
Можно ли посмотреть так, что в экономики России- появляется большой потенциал роста, который можно реализовать при удачной ценовой конъюнктуре? Можно, но, если посмотреть на статистику, то получается, что никаких серьезных усилий в этом направлении нет.
Промышленное производство в 2016 г. в России – это 89% от 1991 г. К 1990 г. – еще меньше.
Добыча нефти в 1990 г. – 516 млн. тонн, в 2016 г. столько же (2015 г. – 502 млн. тонн).
Природный газ в 1990 г. – 641 млрд. кубометров, в 2016 г. – 639 млрд. куб. м. (2015 г. – 633 млрд. кубометров).
Уголь в 1990 г. – 395 млн. тонн, в 2016 г. – 385 млн. тонн (в 2015 - 372 млн. тонн)
Чугун в 1990 г. – 59,4 млн. тонн, в 2016 г. – 51,9 млн. тонн (в 2015 г. – 53,7 млн. тонн)
Сталь в 1990 г. – 89,6 млн. тонн, в 2016 г. – 69, 6 млн. тонн (в 2015 г. – 69,4 млн. тонн)
Цемент в 1990 г. – 83,0 млн. тонн, (в 2015 г. – 62,1 млн. тонн)
Стальные трубы в 1990 г. – 11,9 млн. тонн, в 2016 г. – 10,1 млн. тонн (в 2015 г. – 11,4 млн. тонн)
Допустим, однако, что цены зафиксировались на этом уровне, но ведь караван продолжает идти. Однако, погонщик мулов не учел, что стоит только посмотреть, например, на состояние инфраструктуры в России и теперь черные лебеди- могут стать российской национальной птицей:
«Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям регионального или межмуниципального значения» по России: – 61,9%, в Вологодской области – 96,9%, в Калмыкии – 93,7%, в Саратовской области – 91%, Архангельской – 87,7%, Костромской – 84,5%, Рязанской – 84%, Оренбургской – 79%, Новгородской, Тверской – 75% (Росстат, 2015). Дальнобойщики, которых сейчас облагают поборами друзья отставного майора, платят именно за эти, не отвечающие нормативным требованиям, дороги. Сколько они еще будут терпеть. Кажется, что уже нисколько.
«Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в общей протяженности уличной водопроводной сети» (Росстат, 2015):
РФ – 44,4%, Москва – 58,6%, Томск – 95,4%, Саратов – 81,9%, Барнаул – 81,2%, Кострома, Магадан – 79,2%, Уфа, Хабаровск – 78,8%, Майкоп – 78,1%, Владимир – 75,8%, Курган – 75,1%, Нижний Новгород – 74,7%, Омск – 74,6%, Мурманск – 71,3%, Петропавловск – Камчатский – 70,9%.
«Доля сточных вод, не очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения» (Росстат, 2015): РФ – 54,3%, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск, Черкесск – 100%, Липецк, Рязань – 99,8%, Пенза – 99,7%, Самара – 99,6%, Омск – 99,4%, Краснодар – 98,3%, Тула – 98,0%, Курск – 96,9%, Архангельск – 95,6%, Пермь – 91,7%. Это транслируется в эпидемии, заболевания и инвазии.
«Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в общей протяженности уличной водопроводной сети».:
По России – 43,6%, Москва – 69,8%, Биробиджан – 94,3%, Курган – 93,2%, Кызыл – 85,3%, Майкоп – 83,2%, Элиста – 79,5%, Владикавказ – 78,2%, Петропавловск-Камчатский – 78,4%, Мурманск – 78,0%, Кострома- 77,9%, Иваново – 77,1%, Архангельск – 76,5%, Томск – 75,8%, Владивосток – 73,8%, Нижний Новгород – 73,6%, Пермь – 73,3%,
«Доля не уловленных и не обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников» (Росстат, 2012):
Не уловленных и не обезвреженных! РФ- 25,7%, Москва – 60,4%, Тюменская обл. – 98,5%, Удмуртия – 94,1%, Астраханская обл. – 91,3%, Камчатский край – 90,3%, Дагестан – 82,2%, Чувашская область – 76,5%, Калининградская обл. – 72,4%, Тверская обл. – 72,1%, Владимирская обл. – 70,7%, Орловская обл. – 67,8%, Ярославская область – 62,9%, Воронежская обл. – 61,8%, Нижегородская обл. – 58,2%. Косвенная статистика заболевания раком в России (по объему заказанных лекарств)- просто чудовищна.
«Доля государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, чьи здания находятся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта» – по России 48,1%, в Забайкальском крае – 91,9%, на Сахалине – 84,9%, в Курганской области – 80, 6%, в Чувашии- 80,3%, в Кировской, Пермском крае – 80,2%, в Пензенской – 78,6%. Москва – 36,6%. 93 млн кв метров жилья нуждается в капитальном ремонте. В 3 раза больше, чем в 1990 году. Что все это время делал отставной майор со спортсменами? Решал глобальные вопросы величия внешней политики.
Однако, давайте посмотрим правде в глаза: переоцененный рубль, еще и накачанный кэрри трейдом, дорогой и тяжелый кредит, жесткая денежная политика, голод инвестиций, старательно поддерживаемый на самом высшем уровне, несопоставимо большие налоги для экономики, концентрация собственности в руках одного набора собственников, трудно назвать их государством, волатильность, стимулы развития серой экономики – все это точно и надежно не снимет экономику с сырьевой иглы. Отсутствие разумных движений в направлении выравнивания экономики – уже не может быть ничем, кроме осознанной тактики. Зачем?
Какой глубинный смысл в том, чтобы загнать себя в экономику «бус против сырья»? На Лубянке не учились стратегии, основные усилия там всегда посвящались тактике. Если главная парадигма- удержать власть, а денег для задабривания 135,000,000 человек остается мало и уже стало не хватать новым дворянам, то, как это видно из развития событий в социальном обеспечении, образовании и здравоохранении принято, подчеркиваю: уже принято, решение самым циничным образом уменьшить количество людей. Поэтому и были истрачены ресурсы пенсионных сбережений двух поколений на поддержание вредного для производителей курса рубля. Вместо того, чтобы развить таланты, возможности людей, им теперь не только не дадут расти, но и, как это не безумно выглядит, будут стараться всеми способами сократить их жизнь и возможности.
Как видно, текущая власть больше не повторяет ошибок 1917 года- в 1916 году царь Николай II послал гвардейцев на фронт, чем изрядно потрепал гвардию и его никто не стал защищать в Петербурге, сейчас же гвардейцев кормят, а в двух российских столицах ВВП, как в Испании и Чехии соответственно. Восстания оттуда не придёт. Однако в регионах люди скоро потеряют терпение от многослойных катастроф и отсутствия всякого реального интереса к их жизни со стороны государства. И это хорошо видно из статистики. В какой -то момент эффект 90-х годов покажется цветочками на фоне происходящих событий.
Раньше в таких случаях помогала «маленькая победоносная война». Но последние две войны были, мягко скажем, не победоносными. И однажды сразу во многих частях необъятной России простой человек спросит себя, узнав, что Кремль атакует Антарктику: «а зачем мне все это надо?». И как ответ на этот вопрос Кремлю потребуется попросить пожертвовать собой хотя бы одного из своих гвардейцев Кардинала. И, насколько я знаю породу гвардейцев, они себя спросят: « а смысл?!». И все это уже происходит на фоне все возрастающей энтропии. Очевидно, что это понятно и кремлевкому выслителю пусть не на уровне анализа, а на уровне чутья трусливого гопника, который взвешивает шансы получить отпор.
На практическом смысле это означает, что незадолго до неизбежного наступления этого события, которое, повторяю, продиктовано сугубо экономическими факторами, в горизонте от 2021 до 2023 года гопник будет вынужден, для сохранения своей власти и, таким образом и в его конкретном случае, жизни, будет вынужден начать Большую Войну за передел сфер влияния. Для позитивного сохранения империи ему, по расчетам еще советских времен, к 2050 году необходимо иметь рынок потребителей от 320 до 500 миллионов человек. В России уже давно махнули рукой на надежды произвести что-то, что может иметь спрос в мире. Остается только один способ- военный захват власти в Европе по границам Варшавского Блока. Я, разумеется, отдаю себе отчет, что в контексте настоящего времени выгляжу не совсем здоровым человеком, но я прошу не убивать посланца- я передаю чужие надежды, а не свои мысли.
Это и есть бетонная стена, уважаемые граждане мира. И ее уже видно. Такие дела. Раньше, однако, я считал, что эта стена только касается России. А это наша с вами стена. Вероятно, нет необходимости пояснять почему.
Вам понравилась эта статья? Ответьте на 1 вопрос голосования тут.